понедельник, 28 сентября 2015 г.

Любимое творение старого мастера

Невероятно утонченная, элегантная, музыкальная драма Клода Соте «Ледяное сердце», уже в который раз завораживает меня. Сложно сказать, что это кино привлекает меня чем-то определенным. Скорее наоборот. Оно привлекает своими контрастами, также как и музыка Равеля, которая многократно звучит в фильме. Страсть и холодность, честность и обман, эгоизм и самопожертвование – все это можно найти в главных персонажах фильма. 
Режиссер поднимает, на мой взгляд, очень актуальную тему. Думаю, многие будут со мной не согласны, сказав, что эта тема слишком «классическая». Но я так не считаю. Главный герой Стефан холоден по отношению ко всему происходящему. За весь фильм он не испытывал никаких сильных переживаний, а ведь тяжелых ситуаций было предостаточно. На мой взгляд, это своеобразная «заморозка» сердца очень характерна для нашего общества. Нужно отдать дань великолепному исполнителю главной роли Даниелю Отой, который нашел грань между сдержанностью и невыразительностью.  
Герою противопоставляется пылкая скрипачка Камилла (в блестящем исполнении Эммануэль Беар), которая, как она выражается «хочет его». Удивительно, как Клоду Соте удалось избежать малейшего намека на пошлость на протяжении всего фильма. В его изящном повествовании нет места грязи, все безобразное становится эстетичным. Героиня Эммануэль Беар буквально сходит с ума от страсти, и, в конце концов, срывается и открыто заявляет о своем желании. Но герой холоден, он не способен на такие чувства, как она. Он вообще не способен на чувства. 
Удивителен тот факт, что музыка, исполняемая героиней, развивается вместе с ее чувствами. Чем больше девушка влюбляется, тем ее музыка становится эмоциональней.
Также своеобразная метафора фильма – это ссоры семейных пар. Они ругаются, потом мирятся на глазах у Стефана. Возможно, режиссер хочет сказать, что главный герой боится переживаний. Ему настолько комфортно без потрясений, что он просто не находит смысла в этих бесконечных ссорах и примирениях. Сама собой напрашивается параллель с «Человеком в футляре» Чехова. В фильме метафора футляра также присутствует и очень ярко: это футляры от многочисленных скрипок, которые чинит главный герой.
Но самым важным  для понимания идеи фильма я считаю самую первую сцену, даже не сцену, а кадр. Первое, что видит зритель, это красивая, дорогая скрипка, но… без струн. Мне кажется это ключ к разгадке фильма. Скрипка без струн – это человек без эмоций. Какой смысл в ней, какой бы красивой и дорогой она не была, если на ней нельзя сыграть? Что отличает человека от бездушного дерева, если он ничего не чувствует?

1 комментарий:

  1. Ваша рецензия опубликована в сообществе СИНЕМАТЕКА:

    https://cinemathequelv.blogspot.com/2017/11/1992.html

    ОтветитьУдалить