70-е.
Америка. Разгар сексуальной революции.
Именно в
этот период истории появляется, разрушающая все стереотипы о романтических
комедиях, картина «Энни Холл». Хотя определять фильм, как романтическую комедию
было бы непростительной ошибкой. Это лишь основа: история влюбленной пары,
сопровождающаяся ссорами, неловкими, забавными ситуациями, частыми расставаниями.
Но Вуди Аллен идет намного дальше. Он рассказывает историю о взаимоотношениях,
вкладывая в нее по-настоящему экзистенциальный смысл. «Отношения иррациональны,
абсурдны и бездарны», - утверждает главный герой, но люди все равно стремятся к
ним, чтобы заполучить то, чего на самом деле не существует. Как бы
пессимистично это не звучало, но автор действительно отрицает идею
непоколебимого счастья и успеха в отношениях.
Казалось бы,
где, среди подобных депрессивных настроений, может найтись место для комедии? У
Вуди Аллена оно всегда находится. Как он сам утверждает: «Единственная разница
между трагедией и комедией состоит в том, что в комедии люди находят способ
справиться с трагедией. Конечно, юмор не может быть ответом на все жизненные
проблемы, но он служит чем-то вроде лейкопластыря. Это уж точно лучше, чем все
время ходить разбитым». И действительно, что
делать со всеми ужасными, скверными истинами, которые преподносятся нам
жизнью? Смеяться над ними.
На мой
взгляд, фильм имеет некоторые новаторские особенности, определившие новые
течения в подобном жанре, а именно: персонажи, структура сюжетной линии, финал.
О типичных
персонажах «киношных» романтических отношений (накаченный герой-любовник,
скромная красавица-девственница) речи не велось. Главные герои угловатые,
неуклюжие и не пользуются большим успехом у противоположного пола. У них
множество проблем, у каждого свое прошлое и оба они одиноки. В течение фильма
персонажи познают мир друг друга, слабости, мировоззрения, проблемы, которые
пытаются решать совместными усилиями. Фильм не насыщен неожиданными поворотами,
наоборот, развивается плавно, монотонно, как собственно и настоящая жизнь.
Герои привыкают к этим отношениям, они чувствуют дискомфорт друг без друга, им
сложно расставаться, но они настолько
устали, что, в конце концов, прекращают свои попытки все наладить. До
безобразия типичная ситуация для современного общества. Финал, оставляющий
налет грусти после просмотра, на самом деле удивительно закономерен, логичен и
правдив. Именно то, насколько фильм приближен к реальности, делает его таким
болезненным.
Депрессивное
и меланхолическое настроение картины, приправленное соусом интеллектуального
юмора, мастерская игра актеров, новаторские особенности сюжета ставят «Энни
Холл» в ряд лучших лент американского и мирового кинематографа. Вуди Аллен
предложил зрителю посмотреть правде в глаза: вот так это происходит и вот так
это заканчивается, добавил хорошего юмора, чтобы было не так страшно.
Так
нуждается ли зритель в фальшиво-сказочных мелодрамах, которые только выращивают
ложные представления об отношениях у юного поколения? Может быть, зритель достаточно
стойкий, чтобы выдержать откровенный и честный разговор, о том, что его ждет?
Ваша рецензия опубликована в сообществе "СИНЕМАТЕКА".
ОтветитьУдалитьЕсли Вы согласны на дальнейшие публикации Ваших рецензий в сообществе, подпишитесь на блог "СИНЕМАТЕКА". Используйте кнопку подписки на главной странице сообщества.
Добрый вечер.
ОтветитьУдалитьНедавно на сообщество "СИНЕМАТЕКА" подписалась Карина Рыбак. Я предположил, что это Вы. Не могли бы Вы подтвердить, что Вы являетесь одним и тем же лицом.